8 (49652) 2-51-94

г. Черноголовка
ул. Лесная, д. 10

radyga.00@mail.ru

«Детство - важнейший период человечесокй жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.»

В. Сухомлинский

Педагогическая гостиная - Объекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ДОСУГА (рекомендации для педагогов)

04.07.2016
Лето – такое время года, когда жизнь в детском саду совершенно меняется. Не проводятся учебные занятия, основную часть времени дети проводят на улице. Подготовка к лету начинается ещё в мае: педагоги и родители красят спортивное оборудование на площадках, сотрудники детских образовательных учреждений разбивают цветники на участках, воспитатели и дети высаживают овощи в огороде, администрация проверяет на безопасность территорию детского сада. Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе, а также увеличение количества овощей и фруктов в детском меню благоприятно влияют на укрепление здоровья дошкольников, позволяют им окрепнуть, поправиться и закалиться. Одним из важнейших вопросов в работе детского учреждения в летний период является организация досуга детей. Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время является мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей и педагогов, имеет развивающую и воспитательную функции и проводится в эмоционально привлекательной форме. В нашем детском саду уже стало традицией проводить летом такие мероприятия, которые оставляют в памяти детей самые яркие впечатления и положительные эмоции. В своей работе мы используем разнообразные формы работы с детьми: игровые часы, выставки, игры – путешествия, творческие площадки, праздники. Так, ко Дню защиты детей была организована выставка детских рисунков «Дадим шар земной детям!» и проведено развлечение «Здравствуй, солнечное лето!», которое закончилось проведением конкурса рисунков на асфальте «Мир, полный чудес!». Организованный досуг – как активная форма отдыха – строится на знакомом детям материале. Он проводится с несколькими группами воспитанников, близкими по возрасту: олимпиады, разного рода эстафеты, спортивные игры т.д. Досуг предусматривает разнообразную деятельность: художественную, эстетическую, спортивную, а музыкальное сопровождение создаёт положительный эмоциональный настрой. Музыка оказывает благотворное воздействие на детей, формирует умение двигаться в ритме мелодии, развивает эмоциональную отзывчивость. В дошкольном учреждении музыка звучит во время занятий, детских игр, развлечений и в повседневной жизни. В летний период в нашем детском саду функционирует музыкально – тематическая площадка «Соловьиные трели». Стационарное оформление площадки: • сцена; • беседка; • скамейки; • стол; • информационный стенд для родителей; • театральная ширма. Выносной дидактический материал и пособия: • музыкальные инструменты и игрушки (фабричные и самодельные): духовые, ударные, шумовые; • настольные музыкально – дидактические игры; • различные виды кукольных театров (пальчиковый, теневой, мягкой игрушки, куклы с «живой рукой»); • игры – сюрпризы. Детям предоставляется возможность применять полученные знания в различных видах музыкальной деятельности, в постановках – импровизациях на основе сюжетов сказок, таких как «Чиполлино», «Бременские музыканты», «Приключения Колобка» (с использованием театральных кукол). В музыкальном центре обязательно должен быть театральный уголок. Он представляет собой яркий шатёр с набором кукол. В шатре проводятся театрализованные игры. Традиционны в дошкольном учреждении следующие формы организации музыкальной деятельности: • организованный досуг; • праздники и развлечения; • самостоятельная музыкальная деятельность; • музыка в повседневной жизни; • утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением; • театральные постановки и спектакли; • развлечения, хороводы; • сюжетно – ролевые игры; • празднование дней рождения. Нетрадиционные формы работы также имеют место (они призваны апробировать новое в работе с детьми). Это: • музыкальные проекты различных видов (фольклорные, тематические и др.); • интегрированные занятия; • доминантные занятия, где уделяется больше внимания какому-либо одному виду музыкальной деятельности; • слушание музыки в живом исполнении. Разработка и проведение нетрадиционных музыкальных занятий, развлечений – это, к тому же, возможность актуализировать творческий потенциал музыкальных работников, воспитателей и детей. Важна при подготовке таких занятий и активная деятельность родителей. Они участвуют в составлении кроссвордов, викторин, изготовлении деталей костюмов, масок, декораций и т.д. Включение родителей в работу дошкольного учреждения сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет педагогический кругозор. Особый интерес вызывает участие родителей вместе с детьми в весёлых эстафетах, соревнованиях, конкурсах. Формирование семейных традиций по проведению досуга служит залогом дружной семьи. В течение лета проходят экологические праздники: « Птицы – наши друзья», «Земляничка – ягодка», «Как прекрасен этот мир, сбережём его!». Такие праздничные действия служат делу воспитания любви к Родине и бережного отношения к природе. Весело и интересно проходят праздники: «В стране загадок», «День Нептуна» и др. С огромным удовольствием детишки поют, танцуют, играют, участвуют в различных конкурсах. Приходят посмотреть на праздники и жители близлежащих домов со своими детьми. Одна из форм музыкальной работы летом – самостоятельная музыкальная деятельность детей. Содержательная предметно – развивающая среда, безусловно, является важным условием организации самостоятельного музицирования. Использование простых приёмов игры, музицирование на народных инструментах, участие в шумовых оркестрах позволяют создать ситуацию успеха для каждого ребёнка, что служит ведущим фактором в формировании устойчивого интереса к музыкальному искусству. Особое место в предметном и музыкально – игровом пространстве занимают дидактические игры, основное назначение которых – привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Примерный перечень таких дидактических игр: «Сладкое дерево» (закрепление знаний о длительности звука), «Три цветка» (на усвоение характера мелодии), «Музыкальный секрет» (определение жанров – танец, марш, песня – и характера музыкальных произведений), «Музыкальные птенчики» (закрепление знаний о высоте звука), «Три медведя» (на развитие чувства ритма) и т.п. Неожиданность, неординарность приёмов и заданий подталкивают ребёнка к интеллектуальным размышлениям и практическим художественным действиям. Например: - отражение в мимике мажора и минора; - отражение в рисунках своего восприятия музыкального произведения («Музыкальный альбом»); - выбор цвета «Музыкальная палитра» - соотнесение музыкально – эстетического сопереживания с цветовой гаммой (по А.В.Шумаковой); при этом используются различные атрибуты: цветные шарфы, колпаки, цветы, ленточки и др.; - творческие импровизации на тему «Я рисую музыку» с использованием знаковой символики и цветового решения, моделирование настроения, содержания музыкального произведения. Результатом хорошо организованной музыкальной деятельности является способность ребёнка переносить музыкальный опыт в повседневную жизнь, становиться инициатором игр музыкального содержания. Планирование музыкальных мероприятий связано с реализацией общих для данного детского сада проектов и летних праздников.