8 (49652) 2-51-94

г. Черноголовка
ул. Лесная, д. 10

radyga.00@mail.ru

«Детство - важнейший период человечесокй жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.»

В. Сухомлинский

Педагогическая гостиная - Объекты

ИГРЫ С БЫТОВЫМИ ПРЕДМЕТАМИ-ОРУДИЯМИ" Воспитатель Мартынова О.В.,

10.06.2016
ИГРЫ С БЫТОВЫМИ ПРЕДМЕТАМИ-ОРУДИЯМИ В играх с бытовыми предметами-орудиями педагогический замысел реализуется в процессе совместной игры, направленной на развитие самостоятельности детей, воспитания у них элементарной трудовой деятельности. Коррекционно-развивающий эффект таких игр-занятий проявляется в следующем: • у детей появляются заинтересованность и желание играть с бытовыми предметами-орудиями, радоваться вместе со взрослым результативности действий; • у детей проявляется стремление к совместным играм со сверстниками; • дети выражают желание совместно или по подражанию взрослому выполнять игровые и реальные действия с бытовыми предметами-орудиями (накрывают крышками кастрюли, раскладывают посуду на подносы, протирают пластиковые салфетки, наполняют кастрюли, тазики и чашки разного размера водой и т. п.); • дети понимают, показывают по словесной просьбе и обозначают доступными способами (жестом, лепетным или полным словом) используемые бытовые предметы-орудия и действия с ними; • дошкольники выполняют элементарные трудовые действия по самообслуживанию совместно со взрослыми и другими детьми; • дети начинают проявлять коммуникативную активность. Игры с предметами-орудиями требуют от взрослых особенно тщательной подготовки, так как для их проведения необходимо создание предметно-развивающей среды, отличной от привычной игровой среды дошкольного учреждения. Для игр с бытовыми предметами-орудиями воспитатели объединяют детей в небольшие группы по два-три человека, а также проводят их индивидуально. По мере овладения детьми действиями с предметами-орудиями состав групп увеличивается до пяти человек. При этом обязательно учитываются психофизические особенности каждого ребенка. Как уже отмечалось, игры-занятия данного вида проводятся в специально отведенном для них месте в помещении группы . Для игр с предметами-орудиями используются посуда разного размера (кастрюли, тарелки, чашки, деревянные и пластмассовые ложки, миски, банки для сыпучих продуктов и т. п.), приспособления для сушки белья (прищепки, веревки), прихватки для кастрюлей различной формы и размера и т. п. Например, в игре «Подбери крышки к кастрюлям (мискам)» ребенку предлагаются кастрюли (миски) различного размера и крышки к ним. В процессе игры ребенку необходимо соотнести по величине крышки и кастрюли (миски) и подобрать пары. В ходе игровых занятий натуральные предметы соотносятся с игровыми аналогами. Это способствует освоению действий с ними. Игра «Несем полные и пустые кастрюли» В данной игре пустые кастрюли и кастрюли с водой используются для развития барического чувства. В игре дети учатся переносить предметы, разные не только по весу, но и по своему состоянию: чтобы перенести кастрюлю с водой или пустую кастрюлю, от ребенка требуются различные по характеру действия. Игры с различной посудой, например подбор пар (чашка — блюдце, чашка — ложка, тарелка — ложка), позволяют сформировать у детей представления об одинаковом количестве, дают реальную возможность соотнести количество как без пересчета, так и на основе пересчета. Для таких игр изготавливаются различные по форме и величине прихватки: квадратные, круглые, овальные и т. п. Они могут быть связаны из ниток, сшиты из ткани, могут быть однотонными (в таком случае сразу же формируются представления о цвете) или разноцветными, позволяющими детям играть с картинками, выполненными в стиле печворка, и т. п. Детям предлагается выбрать прихватки только одной формы или только одного цвета, чтобы переносить кастрюли. Например, ребенок берет прихватку квадратной формы в левую руку, а прихватку овальной формы в правую руку, а затем — ручки кастрюли. Значительное место в коррекционно-развивающей работе мы отводим играм с бельевыми прищепками. В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание малышей. Для нас это — привычные вещи, необходимые в домашнем хозяйстве, а для ребенка они могут стать интересными и очень познавательными игрушками. Haш современный, технически грамотный с раннего детства малыш очень часто тянется к вещам, которые, на наш взгляд, не стоит трогать, а тем более ими играть. Посмотрим на это иначе... Например, обыкновенные бельевые прищепки могут стать игрушками для ребенка. Игры с деревянными бельевыми прищепками, которые дети могут прикреплять к корзинке с тонкими краями, впервые использовала М. Монтессори — известный итальянский педагог, автор оригинальной педагогической системы. В настоящее время промышленность выпускает разнообразные бельевые прищепки, отличающиеся по величине, материалу, цвету. Игры с прищепками полезны для развития мелкой моторики рук, чаще всего несформированной у детей с проблемами в психомоторном развитии. Сложите прищепки в большую корзинку с тонкими краями, попросите ребенка прикрепить их к краям корзины. Это только начало игры. Обратите внимание малыша на то, что прищепки можно прикреплять к краям на равном удалении друг от друга. Это способствует развитию у ребенка чувства ритма. Прищепки можно также прикреплять к разнообразным деревянным, пластмассовым, картонным полоскам различной длины и ширины, группируя их в различные ритмические рисунки. Прищепки могут стать игрушками, которые помогают ребенку научиться различать цвета. Они полезны для развития первоначальных математических представлений. В определенной степени использование прищепок для счета является аналогом абака, то есть счетного прибора, который использовался в древности для определения количества, сравнения двух групп множеств по количеству и т. п. Итак, игры с прищепками могут использоваться: • для обучения дошкольников сериации по цвету, величине и т. д.; • для формирования у детей навыков счета количества предметов, звуков и т. п. и соотнесения их с определенным количеством прищепок, которые при-крепляются в различном пространственном расположении: прямо, по кругу, на сторонах квадрата, треугольника и т. п.; • для обучения детей соотнесению количества прищепок с определенными цифрами. В варианте таких игр детям предлагаются одинаковые по величине полоски, к которым прикрепляются прищепки в соответствии с заданным количеством. Это могут быть полоски, отличающиеся по величине, к ним прикрепляются различные количества прищепок, например к самой короткой — одна прищепка, к следующей по длине — две прищепки и т. д. Так составляется числовая лесенка. Для игр с прищепками применяются различные плоскостные фигуры. Например, разновеликие и разноцветные круги, к которым прикрепляется определенное количество прищепок: к самому маленькому — три, к следующему по величине — четыре или пять и т. д. К обеим сторонам плоскостной детали в виде треугольника зеленого цвета («ствол елки») можно прикрепить равное количество зеленых прищепок («ветки елок»): по три, по четыре и т. д. (рис. 2). Прищепки также могут крепиться к различным поверхностям: краям круглой или овальной корзинки, к краям лоскута из плотной ткани квадратной формы, картона, вырезанного в форме звездочки, и т. п. В ходе таких игр проводится соотнесение по количеству, определение независимости количества прищепок от формы и величины предметов, к которым они прикрепляются; соотнесение по количеству и ориентировка в двухмерном пространстве, например создание картины из плоскостных фигур и прищепок, прикрепленных к этим фигурам. Желтый круг —солнце, к которому прикрепляются прищепки желтого цвета в заданном количестве. Вытянутый треугольник — елка. К нему прикрепляются прищепки зеленого цвета. Овал или любая фигура синего или серого цвета неправильной формы — туча. К ней с одной стороны прикрепляются прищепки синего цвета — дождь и т. п. Вариант такого игрового занятия может быть представлен следующим образом: ребенку дается по 5-6 прищепок различного цвета (пластмассовых: красных, зеленых, синих, белых; деревянных — они, естественно, натурального цвета дерева). Взрослый вместе с ребенком вырезают геометрические фигуры разного цвета, достаточно большие по величине: треугольники зеленого цвета для елок, овалы синего цвета для тучки, круг красного или желтого цвета для солнца, полоски зеленого, коричневого цвета и тому подобное. Игра-занятие «На полянке» Педагог начинает неторопливый рассказ: «Однажды летом я вышла на полянку. Было красиво, светло и тепло. Я посмотрела вокруг: ровным ковром расстилалась на земле зеленая трава. (Положите в нижнюю часть бумажного листа зеленую полоску и прикрепите к ней несколько зеленых прищепок «хвостиками» вверх.) Я дотронулась рукой до травы. Каждая травинка была чуть-чуть колючая и торчала остренькими краями от самой земли. (Предложите ребенку тоже дотронуться до «травы».) Я посмотрела вокруг, подняла голову и увидела солнце. Оно светило яркими лучами. (Положите в правый верхний угол листа красный или желтый круг с прикрепленными к нему прищепками-лучиками.) Над травой порхали бабочки. Одна бабочка с желтыми крыльями, другая — с красными, а у третьей бабочки были разноцветные крылья — синие и красные. (Прикрепите к небольшим овалам прищепки — по две с каждой стороны в соответствии с указанным цветом крыльев — и разместите их на траве и над травой.) Я посмотрела вокруг и увидела, что на небе появилась тучка. Эта тучка закрыла солнышко, и пошел дождь. (К голубому или серому овалу прикрепите с нижней стороны несколько синих прищепок и положите получившуюся фигуру на солнышко.) Дождь капал, капал на траву, на землю. Бабочки спрятались от дождя. Они сели на ветки большой зеленой елки. (К большому зеленому треугольнику прикрепите с обеих сторон зеленые прищепки, разместите «бабочек» среди «ветвей» елки.) А рядом росла маленькая елочка, на нее бабочки не стали садиться. Ее веточки не могли спрятать бабочек от дождя. (Аналогично выполняется маленькая елочка.) Тучка прошла мимо, дождик прекратился. (Уберите «тучку».) Бабочки опять вылетели на полянку. Они так интересно летали: то собирались в круг, то разлетались в ряд, то летали друг над другом. Бабочка с красными крыльями летала выше всех, под ней была бабочка с разноцветными крыльями, а внизу — бабочка с синими. Потом бабочки устали летать и опустились на траву». Затем педагог предлагает детям составить такую картину, какую они видели, когда гуляли на поляне. Он дает им прищепки в разных коробках, геометрические фигуры, изображающие солнце, тучку, елочки, прямоугольники или вытянутые овалы — туловища бабочек. Взрослый повторяет свой рассказ, просит каждого ребенка составить какую-то одну фигуру. Это уже получилась игра «Составь фигуру». Ребенок прикрепляет к каждой фигуре определенное количество прищепок. Например, чтобы составить солнышко, надо взять пять прищепок красного (или желтого) цвета и прикрепить к красному (или желтому) кругу. Чтобы составить тучку, нужно взять четыре прищепки синего цвета и прикрепить их с одной стороны к тучке-овалу. Сделать большую елку можно, прикрепляя с двух сторон зеленого треугольника прищепки зеленого цвета (по три с каждой стороны), а чтобы получилась маленькая елка, нужно к сторонам маленького зеленого треугольника прикрепить по одной зеленой прищепке. Взрослый просит ребенка подумать, как сделать травку (нужно взять много зеленых прищепок и прикрепить их к зеленой полоске). Когда каждый ребенок составит фигуры, взрослый предлагает разместить их на плоскости стола или на полу, используя в качестве фона цветной картон или ковролиновое покрытие. Для того чтобы возникло ощущение законченности, если картина создается на полу, она обрамляется рейками или толстым шнуром. Ребенок должен иметь возможность творить — «рисовать» картину из составленных с помощью прищепок фигурок. Например, у ребенка получится следующая картинка: посередине наверху он разместит солнышко, внизу — полоску травы, в правом нижнем углу поставит большую елку, в левом нижнем углу — маленькую, в правом верхнем углу будет расположена тучка. И т. д. После того как ребенок составит ту или иную фигуру, попросите его ответить на вопросы: Сколько прищепок он использовал? Какого они цвета? И т. д. Предложите ему назвать количество прищепок определенного цвета. Например, чтобы составить фигуру бабочки с разноцветными крыльями, надо взять две прищепки красного цвета и две — синего. Помогите ребенку обобщить свои действия. Он должен сказать, что всего прищепок четыре и все они одного цвета {для одноцветных фигурок), или: всего прищепок четыре — две красного и две синего цвета. Предложите ребенку расположить бабочек на поляне. Сначала все бабочки, летая над поляной, расположились в круг. Затем они выстроились в ряд, а потом летали, где хотели. Пусть дети вспомнят, куда спрятались бабочки, когда пошел дождь. (Взрослый закрывает солнышко тучей, открепляет прищепки от контурного изображения тучи и располагает их над травой — идет дождь.) В это время бабочки прячутся под елкой. Уберите тучку и дождик, оставьте солнышко и предложите детям еще раз расположить своих бабочек там, где им захочется. Бабочки могут летать, сидеть на травке, на елке. Затем попросите каждого ребенка сказать, куда села его бабочка, что она делает. Сюжеты для игр с прищепками могут быть самыми разнообразными, например: «Ежи и зайцы на поляне» (иголки ежа, уши зайца, ветви елок и т. п. выполнены из прищепок), «Корзина с морковью и репками» («ботва» из прищепок прикрепляется к плоскостным изображениям репок, морковок) и т. п. Кроме описанных, могут использоваться и другие варианты игр, например игры, направленные на соотнесение количества прищепок с размером различных вещей. Игры по типу «Развесь платочки разной величины (или разного цвета) на веревке». Для этого потребуются штативы, между которыми натягивается веревка. Педагог предлагает ребенку развесить платочки на веревке, используя соответствующее количество прищепок, например, самый маленький платочек нужно прикрепить одной прищепкой, побольше — двумя, еще больше — тремя и т. д. Вариант игры: красный платочек прикрепить к веревке двумя красными прищепками, синий — двумя синими прищепками и т. д., а затем сравнить количество прищепок, ориентируясь на цвет. Количество прищепок одного цвета зависит от количества платочков того или иного цвета, например синего: повесили два платочка, соответственно и прищепок взяли по две, то есть всего четыре, и т. д. Затем взрослый просит ребенка сравнить количество прищепок разного цвета: Одинаковое ли число прищепок красного и синего цвета? Какого цвета больше прищепок прикрепили к веревке? И т. п. Можно сделать специальные деревянные панно, к которым шурупами привинчиваются прищепки таким образом, чтобы получились держатели. С помощью них дети прикрепляют к панно свои рисунки, аппликации, картинки с изображением геометрических фигур, цифр, времен года, дней недели, частей суток, различного количества предметов и т. п. При выполнении игровых упражнений с прищепками решается сразу несколько задач: обучение пространственной ориентировке, развитие мелкой моторики, формирование соответствующих заданию конструктивных умений и навыков, сенсорных представлений (цвет, форма, величина), развитие лексико-грамматического строя речи и т.п.