8 (49652) 2-51-94

г. Черноголовка
ул. Лесная, д. 10

radyga.00@mail.ru

«Детство - важнейший период человечесокй жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.»

В. Сухомлинский

Педагогическая гостиная - Объекты

Методические рекомендации для воспитателей и помощников воспитателей"Культура питания в дошкольном учреждении «Столовый этикет дошкольников»

12.09.2018
Культура питания в дошкольном учреждении — наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в дошкольной группе, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться. Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым. Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье. Как правило: -дети не умеют правильно сидеть за столом во время приема пищи; - не всегда используют салфетку; - не знают названия блюд; -не соблюдают правила поведения за столом; -не всегда используют столовые приборы по назначению. Правила сервировки стола В дошкольном учреждении детей учат питаться на классический европейский манер. Вилка в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям начиная со 2-ой младшей группы (2 полугодие), а ножи — со старшей группы. В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному. К завтраку на стол ставят: салфетницу, хлебницу, тарелку с порционным маслом, чашку с блюдцем (ручка чашки смотрит вправо), тарелку, вилка кладётся с левой стороны (зубцами вверх), нож (лезвие ножа смотрит на тарелку) с ложкой – с правой стороны. Посуду убирают слева от сидящего ребенка. К обеду стол сервируют похожим образом. На стол ставят: салфетницу, хлебницу, чашку с блюдцем и чайной ложечкой (чтоб ребёнок мог сьесть ягоды из компота), тарелку для первого блюда, вилка кладётся с левой стороны от тарелки, нож с ложкой – с правой стороны. К полднику стол сервируется, как и на завтрак — с единственным отличием: не подается масло. Формирование культурно-гигиенических навыков за столом По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Если зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду. Детей раннего возраста (1-2 года) учат: • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого); • садиться за стул; • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь; • пользоваться ложкой; • вытираться салфеткой после еды; • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом; • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул. Детей первой младшей группы (2-3 года) учат: • самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем; • опрятно есть, держа ложку в правой руке; • вытираться салфеткой после еды; • благодарить после еды. Детей второй младшей группы (3-4 года) учат: • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место; • правильно пользоваться столовыми приборами; • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом. Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат: • брать пищу небольшими порциями; • есть тихо; • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом); • сидеть с прямой спиной; • аккуратно составлять посуду после еды; • относить за собой часть посуды. Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами. Формы привития культуры питания Формы привития культуры питания в дошкольном учреждении разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного». Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает помощнику воспитателя накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет салфетницы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы. В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: вложить в салфетницы салфетки, убрать после еды хлебницы и салфетницы. В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка хлебниц, салфетниц, но и например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки. Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. Можно почитать и разучить с детьми стихи: Мы дежурные сегодня. Станем быстро помогать, Аккуратно и красиво Все столы сервировать. Что сначала нужно сделать? Будем руки чисто мыть. Потом фартуки наденем, Начнем скатерти стелить. Мы салфетницы поставим, А на самый центр стола – Хлеб душистый, свежий, вкусный. Хлеб всему ведь «голова». Вокруг хлебниц хороводом Блюдца с чашками стоят. Ручки чашек смотрят вправо, В блюдцах ложечки лежат. Мы тарелки всем поставим, Вилки, ложки и ножи. Не спеши, как класть подумай, А потом уж разложи. От тарелки справа нож, Ложка рядышком лежит. Нож от ложки отвернулся, На тарелочку глядит. Ну а слева от тарелки Нужно вилку положить. Когда станем есть второе, Будет с вилкой нож дружить. Памятка: "Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом" 1. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет дошкольнику быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении. 2. Правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками следует вырабатывать с раннего возраста. Воспитатель должен учить детей мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Необходимо также следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот. 3. Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка: Обучать детей правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им правила этикета, разумность и необходимость их соблюдения. Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами. Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно! Возраст Задачи Дети первой младшей группы (от 2-х до 3 лет) Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого. Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить “спасибо” Дети второй младшей группы (от 3-х до 4 лет) Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место. Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом Дети средней группы (от 4-х до 5 лет) Совершенствовать приобретенные умения: брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды Дети старшей группы (от 5 до 6 лет) Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет) Закрепить навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой. Относить за собой часть посуды. Организация питания детей в группах 1. Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается: - в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи; - в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми. 2. Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному директором школы. 3. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается. 4. Перед раздачей пищи детям помощник воспитателя обязан: - промыть столы горячей водой с мылом; - тщательно вымыть руки; - надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи; - проветрить помещение; - сервировать столы в соответствии с приемом пищи. 5. К сервировке столов могут привлекаться дети с 3-4 лет (разложить салфетки под горячее или салфетницы, хлебницы. 6. С целью формирования трудовых навыков и воспитания самостоятельности во время дежурства воспитателю необходимо сочетать работу дежурных и каждого ребенка (например: салфетницы и хлебницы собирают дежурные). 7. Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне. 8. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке: - во время сервировки столов на столы ставятся тарелки с хлебом; - разливают III блюдо; - в салатницы, согласно меню, раскладывают салат (порционные овощи); - подается первое блюдо; - дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей); - по мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники; - дети приступают к приему первого блюда; - по окончании, помощник воспитателя убирает со столов тарелки из-под первого; - подается второе блюдо; - прием пищи заканчивается приемом третьего блюда. 9. Прием пищи педагогом и детьми может осуществляться одновременно. 10. В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают. Схемы Подготовка к дежурству Литература. 1. Алямовская В.Г., Белая, К.Ю. Ребенок за столом: методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2007.- 64с. 2. Алямовская В.Г.: Ребенок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков 3. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости: 3-е изд. – М.: Педагогика, 1989. – 144с.:ил. 4. Виноградова, Н.Ф., Година,Г.Н., Загик, Л.В. Детский сад и семья – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.- С. 163-192. 5. Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда: практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. / ИП Лакоценин С.С., Воронеж: 2009. - 112с. 6. Курочкина, И.Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей / И.Н. Курочкина. – М.: Просвещение, 2007. – 72с. 7. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект 8. Николаева С.О. Занятие по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: учеб.-метод. Пособие / С.О. Николаева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 79с. 9. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб и доп – М.: Просвещение, 1990. 160с. 10. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. –С. 39-55.