8 (49652) 2-51-94

г. Черноголовка
ул. Лесная, д. 10

radyga.00@mail.ru

«Детство - важнейший период человечесокй жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.»

В. Сухомлинский

Педагогическая гостиная - Объекты

Доклад «Народные игры для детей младшего дошкольного возраста» Воспитателя Гусевой Л.С.

23.04.2016
Актуальность Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Одним из таких средств воспитания является народная игра. В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Актуальность народных игр для нас - педагогов состоит в том, что, они интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные образовательно - воспитательные системы. Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Народная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Цель народных игр: *Формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны. *Создание эмоциональной положительной основы для развития патриотических чувств. Задачи, которые решаются с помощью народных игр: * Обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей. *Формировать умения действовать в коллективе. * Учить ориентироваться в пространстве. * Формировать умения выполнять действия в соответствии с правилами и текстом игры. *Воспитывать активность и самостоятельность. Дети младшего дошкольного возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Для нас, педагогов важной задачей является успешная адаптация ребенка в детском саду. В соответствии с ней игровые занятия с детками направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения. С самого начала работы с вновь пришедшими детками большое значение придавалось использованию малых форм устного народного творчества:- потешек, русских народных песенок, хороводных и народных подвижных игр. К детям приходили различные персонажи из сказок, потешек, которые играли с ними в игры- «Петя–петушок», «Наши уточки с утра кря - кря – кря….», хороводные – «Заинька», «Карусель», игры-забавы. Выполнялись упражнения по подражанию, благодаря которым, детки овладевали способами действия с предметами, речью, осваивали правила поведения. И если вначале, большинство деток не умело общаться, речь была слабо развита, двигательная активность низкая, то уже через некоторое время мы могли отметить положительную динамику в развитии коммуникативных навыков, пополнении и активизации словарного запаса, развитии мелкой и общей моторики, двигательной активности. В нашей группе – наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования еще не доступны малышам. Вместе с тем в работе с детьми широко применяем игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Однако в младшем дошкольном возрасте особенно популярны. Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия для педагогического воздействия на детей. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Лиса и зайчики», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Совушка», и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Первыми бессюжетными играми для детей 2-3 лет являются такие игры, как «Догоните меня», «Догоню». В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место – «домик», где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. В таких играх воспитатель является активным участником. Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. В работе с малышами спользуются и игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», и др.). Педагогический эффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения воспитатель стремится развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков. Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.