8 (49652) 2-51-94

г. Черноголовка
ул. Лесная, д. 10

radyga.00@mail.ru

«Детство - важнейший период человечесокй жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.»

В. Сухомлинский

Педагогическая гостиная - Объекты

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования" Зам. директора по УВР Шушпан Н.А.

11.01.2018
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В новом федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями, говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов в развитии детей. И трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Для успешного сотрудничества с родителями педагоги придерживаются следующих принципов взаимодействия: 1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Ежедневно во время консультаций и бесед стараются создать партнерские, доверительные отношения с родителями. 2. Индивидуальный подход. Проявляется в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей. 3. Сотрудничество, а не наставничество. В педагогических ситуациях педагоги стараются общаться «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. 4. Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями педагоги тщательно и серьезно готовят. 5. Динамичность. В связи с тем, что сегодня детский сад находится в режиме развития и представлять собой мобильную систему, приходится быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого педагоги меняют формы работы с семьей. Для того чтобы сделать родителей активными участниками педагогического процесса, и ответственными за воспитание и обучение детей, в рабочей программе педагогов определены следующие задачи: - Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. - Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей. - Создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки. - Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей. - Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях. В ФГОС ДО сформулированы основные направления работы с родителями: 1. Познавательное направление. Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. 2. Информационно-аналитическое направление. Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности. 3. Наглядно-информационное направление. Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные. 4. Досуговое направление: Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Поэтому педагогами, активно используются следующие формы работы: Познавательное направление, которое включает в себя: - родительское собрание и встречи за «круглым столом»; - консультации и индивидуальные беседы; - проектная деятельность; - выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями; Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи являются родительское собрание и встречи за «круглым столом» - например, на родительском собрании «Вот и стали мы на год взрослее», были раскрыты возрастные особенности развития детей, способы развития у них коммуникативных качеств. В процессе дискуссии за «круглым столом» «Формирование здорового образа жизни дошкольника в детском саду» вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, познакомили с наиболее эффективными формами взаимодействия с детьми по здоровому образу жизни в детском саду. Индивидуальные консультаций и беседы с родителями: «Если ребенок плохо ест», «Совместный труд в семье», «Одеваем детей по сезону», «Почему капризничает ребенок», «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка», педагоги стараются оказывать помощь по тому или иному вопросу воспитания, отвечают на вопросы родителей, дают квалифицированный совет. Ничто так не сближает родителей и педагогов, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями. В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, изготовление атрибутов, конкурсы, экскурсии, родительские собрания, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле. Работа над проектами ведется постоянно, а участие в них родителей уже традиция. Например, во время проекта «Знакомство с профессией «Продавец» родители изготовили различные атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин», с детьми говорили о правилах при посещении магазина, ходили в магазины разных видов. В проекте «Здоровей-ка» изготовили нестандартное физкультурное оборудование, сделали корригирующие дорожки для закаливания детей. На родительском собрании делились опытом по приобщению детей к здоровому образу жизни. Следующим немало важным направление является информационно-аналитическое, которое включает в себя: - анкетирование; - тестирование; - личные беседы. С целью изучения семьи, родителями заполнены «Социальные паспорта», для определения социального статуса семьи. Анкетирование «Оценка качества предоставления образовательных услуг», «Роль физической культуры в семье». Проводили личные беседы, это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности. Данные формы помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Одним из направлений является наглядно-информационное, которое включает в себя: - консультации; - информационные буклеты; - памятки; - информационные листы; - папки-передвижки; - реклама детского сада. В группе оформлен родительский уголок, в котором содержатся - материалы информационного характера: распорядок дня, расписание занятий, антропометрические данные детей, консультативный материал, советы, объявления различного характера. Консультации для родителей «Формирование самостоятельности у детей», «Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей дошкольного возраста», «Так ли важно рисование в жизни ребенка?», «Подвижная игра в жизни ребенка» и др. Информационные буклеты: «Воспитание ребенка», «Физическое воспитание ребенка», «Воспитание детей - это долг родителей»; «Моя дружная семья»; «Вспоминаем забытые игры», «Сюжетно-ролевая игра, что это такое?» и др. Памятки для родителей, на различные темы: «Заповеди для родителей», «Рекомендации для родителей по воспитанию детей»; «Советы родителя по проведению игр», «Домашняя игротека» и др. Информационные листки, которые несут в себе следующую информацию: объявления о собраниях, событиях, просьбы о помощи; поздравление с праздниками, с днем рождения. Папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Семейное воспитание», «Эмоции в жизни детей», «Организация питания детей дошкольного возраста» и многие другие. Папка дается во временное пользование родителям. Из папки – передвижки «Игры и игрушки» родители узнали: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы детям дошкольного возраста. В родительском уголке группы постоянно действуют выставки «Здоровячок» по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, «Светофорик» по вопросам формирования у детей и родителей знаний о правилах дорожного движения. В «Здоровячок» родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей. Буклеты: «Как сохранить сердце здоровым», «Простуда или ОРВИ у детей», «Рекомендации по сохранению здоровья». Памятки: «Обувь дошкольника и здоровье», «Рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей». Консультации: «Здоровая семья, здоровый ребенок», «Растим детей здоровыми», «Правила закаливания детей». Альбом «В здоровом теле здоровый дух». В «Светофорике» расположены в доступной форме консультации: «Фликиры детям купите родители, пусть на дороге их видят водители», «Автокресло и детское удерживающие устройство», «Играйте в дорожное движение» и др. Буклеты: «Правила дорожного движения», «Знай правила дорожного движения». Памятки: «Ребенок на АЗС», «Ребенок в машине», «Обучение детей наблюдательности на улице». Альбом «Безопасность на дороге». Папка-передвижка «Обучение детей правилам дорожного движения». Одной из форм наглядно-информационного направления является реклама детского сада, для создания положительного имиджа детского сада. Для этого существует сайт детского сада, где в разделе новости регулярно появляется информация о жизни и проводимых мероприятиях группы. Важным направлением является досуговое, которое включает в себя: - праздники; - развлечения; - досуги. Родители принимают активное участие в осенних и новогодних праздниках, 8 марта и многое другое. В результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоцио-нальный контакт. Развлечения и досуги проводятся не для родителей, а с привлечением родителей. Это делается для того, чтобы знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Например, во время досуга «Вместе дружная семья» родители принимали активное участие: папы с детьми строили дома, мамы танцевали с детьми, в завершении показали совместную сказку «Репка». Вместе с детьми стараемся поздравить родителей с праздниками. Выпускают стенгазеты «Наши папы бравые солдаты», «Мамочка любимая моя». Делают коллективные работы «Корзина с подснежниками», «Букет ромашек». Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, а должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.