8 (49652) 2-51-94

г. Черноголовка
ул. Лесная, д. 10

radyga.00@mail.ru

«Детство - важнейший период человечесокй жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.»

В. Сухомлинский

Педагогическая гостиная - Объекты

Консультация для родителей и педагогов"Приобщение детей дошкольного возраста к фольклору"воспитателя Прохоровой А.В.

18.02.2016
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем. Существенную роль в процессе развития речи выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. В наше время, когда вопросы нравственного, эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира. Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения. Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка. Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста. Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Начиная работать над развитием речи детей дошкольного возраста, я ставлю перед собой цель: познакомить детей с русским фольклором, формировать интерес и потребность детей в чтении книг. Для этого необходимо решать следующие задачи: 1. Создать условия в группе для приобщения детей к фольклору, а именно предметную среду для развития детей. 2. Необходимо было наладить взаимодействие с семьями воспитанников, способствующее созданию эмоционального контакта взрослых с ребенком. 3. Познакомить с произведениями русского фольклора с использованием наглядного материала. 4. Формировать любовь к красоте художественного слова. 5. Разучить пальчиковые игры. 6. Проводить беседы с детьми о бережном отношении к книге. 7. Побуждать детей к драматизации сказок. 8. Проводить литературные праздники «День рождения книги», «Вечер маминой сказки». 9. Проводить экскурсии в музей и библиотеку. 10. Проводить встречи с родителями по приобщению детей к книге. 1. Особенности ознакомления дошкольников с различными жанрами русского фольклора Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки – это неоценимое богатство народа, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости. Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть («Водичка, водичка», накормить («Травка – муравка»). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. Общение взрослого с ребёнком первого года жизни отличается особенной эмоциональностью. Обращаясь к малышу с ласковым разговором, взрослые вызывают у него ответную реакцию: улыбку, оживлённые действия и первые голосовые реакции. Это ещё не речь, пока что гуление, лепет. Позднее, во второй половине первого года жизни, общение приобретает характер эмоционально-двигательных игр, сопровождаемых ласковой, напевной ритмичной речью взрослого. Чаще всего это короткие стихотворные строчки, двустишья, повторы, четырёхстишья – фольклор для самых маленьких. Существует давняя традиция – сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребёнком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет человек, ухаживая за ребёнком, - все эти покачивания, поглаживания, тетешкания – также ритмичны и потому очень нужны малышу. На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например «Ладушки», «Сорока», то теперь в начале второго года жизни, можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами «Пальчик-мальчик». Первоначально основу эстетического воздействия художественного слова составляет восприятие ребёнком ритма, рифмы, интонации. Ребёнок повторяет за взрослым сочетания звуков и слова через равные отрезки времени, например «бай-бай», «дай-дай»; в одном ритме со стихотворением помахивает ручкой, покачивает головой или всем телом, хлопает в ладоши, повторяет рифмующиеся слова или их окончания, точно воспроизведя при этом интонацию. На изменение интонации в речи взрослого малыш отвечает мимикой, позой, сосредоточенным слушанием, иногда улыбкой, смехом, радостным восклицанием. Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом – это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т. е. сюжет. В прибаутке «Петушок-петушок» - всего один персонаж и очень простое действие. Здесь – образное изображение. Петушок очень яркий, живописный, и поёт он «голосисто». Основная интонация этого стиха – ласковая, звучание его напевно, мелодично. Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. Знакомя малышей с потешками «Курочка - рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька - мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка» со стихотворением «Кто как кричит» А. Барто, воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных. Так на протяжении раннего возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к книге. Мой многолетний опыт позволяет утверждать: черты самостоятельности и произвольности поведения формируются у детей только при целенаправленной педагогической работе. Всё то, что приобрёл ребёнок на втором году жизни в частности, возможность общаться с помощью речи, свободно перемещаться в пространстве, создаёт лишь предпосылки перехода на качественно новую ступень развития. Дети способны овладевать высокими для данного возраста навыками умственной деятельности, обнаруживая феномен ускоренного развития. Первые сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» понятны ребёнку потому, что их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т. п.) . Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества. Детей дошкольного возраста, особенно старшего следует приучать воспринимать, то есть слышать, понимать и отчасти запоминать и использовать, отдельные, простые по содержанию, доступные им выражения из народно-разговорной фразеологии (пословицы и поговорки). Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава «Ладушки – хлопушки», где взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что и готовит руку ребёнка к письму. ___ Дальше была огромная работа по изучению жанров русского фольклора, народного театра, прикладного искусства, по составлению конспектов занятий, сценариев обрядовых праздников — всего того, что постепенно складывается в систему. Я стараюсь применять русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Подобрала серию потешек, пестушек, прибауток и использовала их в речи детьми в группах младшего возраста. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, они удовлетворяли рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях. Младших детей знакомила и с колыбельными песнями. Малыши не только слушали песенки, но и сами пели куклам — и про кота - воркота, и про гулей, приучая ухо к интонационному строю родной речи. Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках малышей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. Знакомить с народными инструментами начинаю еще в младшей группе. Показываю детям барабан, бубен, погремушку, колокольчик, ложки, затем играем на этих инструментах. Дети узнают об их истории. В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и драматические сценки, пьесы, а также театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения. Синтетичность драматических действий включает в себя и костюмировку, и пользование декорациями, а нередко и пляску Исполнение требует употребления жестов и мимики. Для знакомства детей с русским народным театром я собрала все необходимое для драматизации русских народных сказок, для кукольного театра. Какую радость доставляло детям быть персонажами сказок, «варить кашу в чугунке», «печь пироги в печи», «сидеть за прялкой», «рубить капусту сечками», выковывать гвозди, выбирать жениха или невесту, да еще и сообща свадьбу играть! Этим летом я набрала первую младшую группу в возрасте от двух лет. Адаптационный период самый трудный в жизни ребёнка. Чтобы выполнить задачи по развитию речи, я использовала в своей работе уже привычные мне фольклорные формы. Исходя из своего опыта, я в первую очередь создала условия для развивающей среды, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уютно, как дома. В приёмной комнате расставила красивые яркие игрушки, привлекающие внимание, нарисовала большого рыжего кота на стене. Он весело «подмигивает» своим глазом и «протягивает» свою лапку детишкам, радуясь встрече с ними. Группу отделила разноцветными лентами с плавно летающими в воздухе голубями, символами мира, добра и любви. Сделала красивые уголки: театральную зону, уголок отдыха, музыкальный уголок, уголок ряжения. В середине группы - поезд, на котором дети смогли бы отправиться в «путешествие» к маме, к любимой игрушке, либо просто прокатиться в голубых вагончиках. Такая среда помогла детям почувствовать себя уверенными, эмоционально настроенными, психологически уравновешенными. На втором этапе адаптации я использовала фольклор в работе с малышами, применяя созданные мною «уголки». Самыми любимыми игрушками стали кот, собака и медведь. Например, кот у нас выполнял разные роли с утра до вечера. Сначала я знакомила их с игрушкой, ласково приговаривая: «котя, котенька, коток», а потом зачитывала потешку: «Как у нашего кота». Дети ласково прижимали его к себе, гладили, заглядывали в глаза. Заскучал ребёнок, я новую потешку читаю: «Пошёл котик на торжок». Котик всем пирожки приносил, а первый пирожок, конечно, тому, кто грустит. Раздеваются детки спать, опять котик «помогает», пою песенку «Серенькая кошечка». Дети не только успокаиваются, но и сами подпевают. Порой детям трудно уснуть, вспоминают свою маму, которая, конечно же поёт колыбельные песенки. Беру опять своего «пушистика» и пою колыбельную песенку: Котик – котик, коток, Котик – серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Нашу Машеньку качать. И так при помощи игрушки, поглаживая ребёнка и напевая песенку, усыпляю или обращаю внимание на голубей, которые тоже желают спокойного сна детям. Такая мелодичность и напевность фольклора помогает ребёнку расслабиться, успокоиться. Не все дети любят одеваться. В этом случае выручают куклы, как олицетворение самого ребёнка, («Наша Маша маленька, на ней шубка аленька, опушка бобровая, а Маша чернобровая»). Детки тут же вступают в диалог, а у меня тоже шубка, смотрите какая и у меня … и т. д. Они с удовольствием начинают одеваться, чтобы показать свои вещи. Маленькие дети – удивительный народ! Они бывают и хитренькие, и наивные и очень забавные. Прочитаешь потешку «Сорока-сорока, кашу варила… », каша сразу вкусной становится, а в глазах искорки светятся. Каждый раз я использую разные потешки. Вода – детская стихия. Если не умываться, то побрызгаться водичкой детки любят, вот и приходится, чтобы правильно и аккуратно научить умываться, использовать потешки: «Водичка, водичка», «Зайка начал умываться» и т. д. Через потешки, песенки, я учу детей играть в подвижные игры, сюжетно-ролевые игры. Паровоз, паровоз, Маленький блестящий Он вагончики повёз Будто настоящий. Дети забираются в паровоз и издают звуки едущего паровоза «ту-ту»! Во время путешествия, провожу артикуляционную гимнастику «Кто как кричит». Приехали дети на поляну, а там ягоды растут с грибочками. Используя атрибуты из театрального уголка, я «превращаю» всех детей в зайчиков: «По лесной лужайке разбежались зайки», сама одеваю шапочку лисы. Благодаря выразительности русского фольклора, дети быстро запоминают движения, импровизируют. Каждая игрушка, музыкальные инструменты, матрёшки обыгрываются также с помощью потешек, прибауток, закличек, песен. Какими только эпитетами, прилагательными не наделяем солнышко, но при этом красота слова отдаётся потешке, закличке. Солнышко, снарядись Красное - покажись! Выйди из-за тучи Дам орехов кучи. Дети смотрят в окошко, но солнышко не выходит, спряталось за тучу. Я ребятам предлагаю песенку спеть «Светит солнышко в окошко». Дети начинают прыгать, хлопать в ладошки. Я предлагаю поиграть с солнышком, ведь оно - то с ребятками играет. Провожу игру: «Пальчики в домике». Пальчиковая игра – одна из форм русского фольклора, она настолько стала детям близкой, любимой, интересной. Много пальчиковых игр дети знают. Это: «Пальчики поздоровались», «Наша семья», «Рубим капусту», «Этот пальчик бабушка… ». Эта игра особенно была воспринята детьми. Дети как бы встречаются со своими близкими, перебирая свои маленькие пальчики. Наблюдая как-то за игрой детей, я услышала, как Слава К., раскладывая картинки, разговаривает с пальчиками: «Этот пальчик бабушка, что тут бабушка делает? » Это было так интересно и забавно. Уже с раннего возраста я приучаю детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого. Увидев в окно, как ворона села на дерево, говорю словами потешки: «Ай, дуду, дуду, дуду! Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу, Труба точеная, позолоченная». У малышей, с которыми я сейчас работаю, отметила, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимных моментах послужило тому, что их речь стала более внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивают четверостишия и даже небольшие роли.